Владислав Косарев

Previous Entry Share Next Entry
Шведская музыкальная революция.
vladkosarev
http://www.mk.ru/culture/zd/interview/2013/03/21/829738-leonid-gutkin-evrovidenie-ne-yavlyaetsya-ikonoy-kachestvennoy-popmuzyiki.html

— Опять шведы! Серые кардиналы «Евросонга»! Чуть ли не половина песен конкурса имеет шведские корни. Тот же дуэт Элл и Никки два года назад победил ведь не с азербайджанской, а со шведской песней. Фактически на коне там почти все время Швеция. Вы надеетесь, что это и вам поможет?

— Нет, такого расчета нет. Просто так получилось, что я как автор и продюсер работаю со шведами 20 лет, и нынешняя история выросла из этого обстоятельства сама собой. Что касается успехов Швеции в музыкальной индустрии, то это очевидный факт даже безотносительно к хрестоматийным примерам вроде АВВА или Roxette, Secret Service, Ace of Bace, Army of Lovers и прочему шведскому «музэкспорту». Когда я начал с ними работать, еще не было Бритни Спирс, Кэти Перри, Backstreet Boys, N SYNC и других продуктов мирового масштаба от шведского продюсерского «лобби». Но это уже все висело в воздухе. Переход из количества в качество явно назревал. Я это чувствовал и в каком-то смысле именно из-за этого поставил на Швецию и стал работать с ними. Потом джинн вылез из бутылки — и началась шведская музыкальная революция.

— В чем их секрет? Ведь такая маленькая, северная, холодная страна...

— Есть несколько, и очень простых, секретов. Хорошее музыкальное образование даже в обычных школах. Современную музыку преподают наравне с классикой. Люди играют в группах, им преподают сонграйтинг, то есть как сочинять песни. Преподают отдельным курсом аспекты современного музыкального бизнеса. Относятся к этому очень внимательно на уровне государственной программы. Шведы очень дотошные, обязательные, исполнительные, добросовестные и незаносчивые люди. То, что называется down to Earth (то есть практичные и реалистичные). Продолжение протестантской традиции. Все очень скромно, в Стокгольме ты не увидишь верениц «Бентли» и «Мерседесов», хотя это очень богатая страна. Вычурность у них считается моветоном. И никакого шовинизма. Огромное количество национальностей намешано. И эти педантичность, дотошность и открытость сказались не только на уровне развития культуры, музыки, но и на всей жизни, на экономике в том числе. Все эти вольво-саабы-эрикссоны. Все, что они ни делают, очень и очень качественно. И еще у них очень специфическое чувство мелодии. Их музыка очень универсальна. Американская музыка все-таки больше построена на груве, бите, что, например, к русским слушателям не очень апеллирует. У нас народ больше склонен к линейной мелодичности. А шведы где-то посередине, у них и чувство ритма хорошо развито, и при этом они невероятные мелодисты. Они вылизывают каждую мелодию буквально до миллиметра, до мельчайших, казалось бы, самых незначительных моментов. И что немаловажно для музыкального бизнеса, они не избалованы, как, например, в Лондоне или Лос-Анджелесе, огромными бюджетами, потому что внутренний рынок не очень большой. Они привыкли качественно работать в очень скромных рамках.

— М-да, а у нас тут ракеты, танки, вставание с колен... Похоже, до мировой музыки рука Москвы в отличие от Стокгольма так и не дотянется...

— Мое мнение, что любая рука может сыграть свою партию. Сейчас очень хорошее время, несмотря на то, что музыкальный бизнес стягивается как шагреневая кожа из-за этих даунлодов (скачиваний), Интернета, падения продаж физических носителей и прочей «агрессивной» среды для выживания. Рынок стал меньше, и люди очень открыты к любой музыке. Если музыка хорошая и она приходит из России, из Австралии, из Израиля, откуда-то еще, то люди будут это слушать с большим интересом и энтузиазмом. Нынешняя ситуация сильно отличается от жирных времен жесткого протекционизма 80–90-х годов, когда в той же Америке все, что извне, воспринималось как некий зоопарк. Мы с «Автографом» столкнулись тогда как раз с такой ситуацией, когда в первый раз поехали туда, — мол, русские с гитарами, дичь какая!

— Спасибо t.A.T.u. — успели, к счастью, пока здесь не зацвела милоновщина, прорваться на мировые вершины с подростковой гей-пропагандой. Ну а где все остальное, где эта свежая музыка из России, которую готовы слушать «с большим энтузиазмом»?

— Это уже вопрос не к миру, а к России. Ребята, у вас есть прекрасный пример (или примеры) повсюду, садитесь и пишите. У нас есть одна большая проблема, она же наша национальная гордость — нефтяная труба. Пока бьет нефть, никакой музыки (так же, как конкурентной экономики, промышленности и прочего) не будет. Будут лишь разговоры о том, как ее делать, какая она могла бы быть хорошая, и эти рассказы будут рассказчикам хорошо оплачиваться. А там нет ни рассказчиков, ни слушателей для них. Там, если есть хорошая песня, то положи на стол, если нет хорошей песни, иди жарь пиццу, спасибо, до свидания. Конец истории.

Леонид Гуткин



?

Log in

No account? Create an account